- МОЦАРТ
- (Mozart), Вольфганг Амедей (собственно Иоганн Кризостом Вольфганг Теофкл; отец заменил имя "Теофил", переведши его через "Готлиб", а сын через "Амедей"; конфирмационное имя его было Сигизмунд), род. 27 янв. 1756 в Зальцбурге, ум. 5 дек. 1791 в Вене. Вряд ли найдется другой выдающийся артист, сведения о юности которого сохранились бы с такой подробностью, как у Моцарта. Его музык. дарование проявилось так поразительно рано и с такою силой, что не могло не обратить на себя всеобщее внимание. Четырех лет мальчик уже написал фп-ный концерт, не зная еще хорошенько нот; в то время он не мог слышать трубы без физического страдания. В 1761 51/2-летний мальчик выступил при исполнении водевиля с пением Эберлина "Sigismundus Hungariae rex" в зале зальцбургского университета (участвуя вероятно в хоре мальчиков). В 1762, когда Наннерль было 11, а Вольфгангу 6 лет, они так далеко подвинулись в музыке, что отец решился предпринять с ними артистическое путешествие и отправился сначала (в январе) в Мюнхен, а затем (в сентябре) в Вену. Нет надобности распространяться о том, как М. в монастыре Ипс возбудил удивление монахов игрой на органе, как приветливо был встречен при дворе в Вене и подружился с принцессами, особенно с Марией Антуанеттой, как играл на завешанной клавиатуре и т.п. На различных языках было напечатано тогда множество стихотворений в честь ребенка-Моцарта. Успех этого первого путешествия побудил Леопольда М. уже в следующем году предпринять другое, более обширное, а именно, отправиться в Париж. Остановки в пути делались главным образом при княжеских дворах, резиденциях и увеселительных замках. В Майнце и Франкфурте они дали несколько публичных концертов с необычайным успехом; затем следовали концерты в Кобленце у курфюрста Трирского, в Ахене у принцессы Амалии прусской, сестры Фридриха Вел., в Брюсселе у принца Карла Лотарингского, наместника Нидерландов. 18 нояб. 1763 М-ы прибыли, наконец, в Париж. Здесь они поселились у баварского посланника графа Эйка, нашли усердного покровителя в лице барона Мельхиора Гримма, играли у маркизы Помпадур и у королевской четы, и дали с королевск. разрешения 2 публичных концерта. В Париже были изданы первые композиции М.: 4 скрипичных сонаты, из коих 2 были посвящены французской принцессе Виктории, а другие 2 графине Тессе. Из Парижа семейство М. отправилось прямо в Лондон (Сент-Джемс); они играли в присутствии королевского семейства, и капельмейстер Иоганн Христиан Бах (младший сын И. С. Баха) заставил М. проделывать всевозможные музык. кунстштюки. Импровизации всякого рода, транспозиции в трудные тональности, сопровождения без подготовки, все давалось ему с непонятной для ребенка легкостью. В Англии М. также написал 6 скрипичных сонат, посвященных королеве Софии-Шарлотте; сверх того в концертах неоднократно исполнялись небольшие оркестровые симфонии его сочинения. Из Лондона, по приглашению принцессы Нассау-Вейльбургской (которой М. посвятил следующие 6 скрипич. сонат), М-ы переехали в Гаагу. В пути Вольфганг и сестра опасно хворали. Затем они еще раз посетили Париж, где Гримм был удивлен успехами Вольфганга, концертировали в Дижоне, Берне, Цюрихе, Донауэшингене, Ульме и Мюнхене и наконец, в конце ноября 1766, добрались после 3-летнего отсутствия до Зальцбурга. Здесь М. написал (10-ти лет) свою первую ораторию (Еванг. Марка 12, 30). После года серьезных занятий, семейство снова тронулось в путь в Вену; оспенная эпидемия заставила их уехать оттуда в Ольмюц, где дети все-таки заболели оспой. Вернувшись в Вену, они играли в присутствии Иосифа II; публичного концерта им, однако, дать не удалось. Маленького М. старались оклеветать, и ему приходилось неоднократно импровизировать композиции на заданные тексты, чтобы доказать, что сам он, а не отец, автор изданных его произведений. В то же время М. написал, по заказу императора, свою первую оперу: "La finta semplice", которая была принята театральным антрепренером Афлиджио, но благодаря интригам, несмотря на рекомендацию Гассе и Метастазио, поставлена не была (исполяена была 1769 в Залцбурге). Зато его водевиль "Bastien et Bastienne" исполнен был в частном кружке, а 7 дек. 1768 12-ти летний M. впервые дирижировал большим концертом, а именно исполнением своей торжественной мессы, написанной к освящению церкви Сиротского дома. Год спустя архиепископ назначил мальчика своим концертмейстером, незадолго перед тем как М. отправился (в дек. 1769) с отцом в Италию. Поездка в Италию была триумфальным шествием молодого артиста; церкви и театры, в которых он концертировал (на этот раз Наннерль не было с ними), были переполнены, и строгий экзамен, сделанный ему такими авторитетами, как Саммартини в Милане, падре Мартини в Болонье и Валотти в Падуе, сошел блестяще; в Неаполе он привел в восторг двор, в Риме папа пожаловал ему орден Золотой Шпоры (вследствие чего он первое время после того подписывался "Cavaliere M."). В Болонье после экзамена его избрали членом Accademia dei Filarmonici. В Милане они остались несколько дольше и на Рождестве 1770 была поставлена заказанная М-у опера "Mitridate rè di Ponto", данная 20 раз сряду с огромным успехом. В марте 1771 они вернулись в Зальцбург, где М. написал ораторию "La Betulia liberata", но уже осенью того же года они были снова в Милане, где театральная серенада М-а: "Ascanio in Alba" была исполнена по случаю бракосочетания эрцгерцога Фердинанда с принцессой Беатриче Моденской; серенада эта совершенно затмила оперу Гассе "Ruggiero", исполнявшуюся на празднествах. Вскоре затем умер Зальцбургский архиепископ и преемником его сделался граф Иероним Коллоредо, не благоволивший к музыке, к приезду коего М. написал оперу "Il sogno di Scipione" (1772). В Рождество 1772 мы застаем М. снова в Милане за постановкой своей оперы "Lucio Silla". Следующее затем время протекло спокойно; М. писал усердно симфонии, мессы, конце, рты, музыку к драме "König Thamos" (1773) и произведения камерной музыки. К карнавалу 1775 ему было заказано написать для Мюнхена оперу "La finta giardiniera", которая имела блестящий успех. Вскоре затем последовала в Зальцбурге опера "Il re pastore". поставленная в честь пребывания эрцгерцога Максимилиана. Не смотря на все эти успехи у M. все еще не было хотя бы мало-мальски сносного места, и отец подумывал о новом путешествии; архиепископ отказал в отпуске, и Вольфганг. которому было уже 21 год, был вынужден подать в отставку, чтобы отправиться искать себе какого-либо места. С тяжелым сердцем отпустил отец сына в путь, на этот раз в сопровождении матери; путь их лежал на Мюнхен, где они не смотря на продолжительное пребывание ничего не достигли, через Аугсбург в Мангейм, где М. влюбился в певицу Алоизию Вебер (впоследствии г-жа Ланге) и только настояния отца могли его заставить продолжать путь. Наконец они прибыли в Париж, где одна из симфоний М. была исполнена в Concert spirituel, но здесь постигла его тяжелая утрата смерть матери (3 июля 1778). Глубоко огорченный и не достигнув никаких результатов, М. вернулся в Зальцбург и занял снова свое место концертмейстера. Получив новый заказ из Мюнхена. он написал оперу "Idomeneo", составляющую переход к эпохе его классических произведений (исполнена 1781). Вскоре затем невыносимое поведение зальцбургского архиепископа заставило М. окончательно развязаться со своей службой и поселиться в Вене; но и там прошло долгое время, пока он получил место (1789 должность императ. придв. композитора с 800 флор. жалованья); здесь он имел по крайней мере возможность исполнять большие произведения, и воспользовался этим. По заказу императора он написал 1781 Singspiel: "Похищение из сераля" (= "Belmonte und Constanze"); интриги против М. снова возобновились и "Похищение" было поставлено на сцену только по специальному приказу императора. В этом же году М. женился на Констанции Вебер, сестре Алоизии (выше). Жена М-а оказалась, однако, плохой хозяйкой и семья поэтому находилась вечно в денежных затруднениях. В 1785 М. поставил "Свадьбу Фигаро", которая едва не провалилась в Вене благодаря умышленно дурному исполнению итальянцев, а в Праге, напротив, была исполнена превосходно. Поэтому свою следующую оперу "Дон Жуан" М. написал для Праги (1787) и потом уже исполнил ее в Вене, опять с плохим успехом. Печально видеть, как М.; боготворимый в детстве, в зрелом возрасте должен был бороться с нуждой; как произведения его, ныне всюду чтимые, стояли в Вене на втором плане, ниже давно забытых теперь второстепенных сочинений; как ему не хотели дать хорошо оплачиваемого, обеспечивающего места. В 1789 М., по приглашению князя Карла Лихновского, отправился с ним в Берлин, играл в Дрездене при дворе, в Лейпциге в церкви св. Фомы (Долес и Гёрнер выдвигали ему регистры) и наконец в Потсдаме у Фридриха-Вильгельма II, который предложил ему место первого капельмейстера с жалованием в 3000 талеров; здесь помешал М-у патриотизм и единственный случай получить обеспеченное положение был упущен. Мизерной благодарностью австрийского императора был заказ написать новую оперу: "Cosi fan tutte" (1790; "Все они таковы"). В последний год жизни он поставил еще оперу "La clemenza di Tito" ("Тит") в Праге, по случаю коронования Леопольда II (6 сент. 1791) и "Волшебную флейту" (30 сент. 1791) в Вене (Шиканедер). Последним сочинением М-а был реквием. Похороны М. были устроены насколько возможно проще и дешевле; ему не уделили даже отдельной могилы, гроб его без всяких провожатых (немногие друзья проводили гроб только до половины пути) был опущен в "общую могилу", так что место, где похоронен М., с точностью неизвестно. В 1859 венцы додумались наконец поставить памятник М-у на кладбище св. Маркса; Зальцбург уже с 1841 украшен был великолепным памятником, воздвигнутым в честь М-а. В изумлении стоим мы теперь перед богатым наследием, оставленным миру столь рано умершим художником. Он владел всеми средствами музыкального выражения и всеми музык. формами с неподражаемым мастерством. Индивидуальные черты творчества М-а мягкая прелесть и сердечность; юмор его менее причудлив чем у Гайдна, а суровая серьезность Бетховена чужда ему совершенно. Стиль М-а представляет счастливейшее слияние итальянской мелодичности с немецкой основательностью и глубиной. Наиболее родственными ему натурами были Шуберт и Мендельсон, сходные с ним как по поразительной плодовитости и легкости творчества, так и по ранней кончине. М. как композитор имеет универсальное значение. В области оперы, оркестровой и камерной музыки, как и в церковной композиции он двинул искусство вперед и создал образцовые произведения нетленной красоты. Реформаторские идеи, осуществленные Глюком в операх, написанных на серьезные сюжеты из античной жизни и миеологии, М. применил также и к комическим сюжетам из повседневной жизни и таким образом создал музыкальные типы, по справедливости считающиеся образцовыми. Первое столетие, прошедшее со времени их появления, ничего у них не отняло; "Дон-Жуан", "Фигаро", "Cosi fan tutte" и "Волшебная флейта" до сих пор не устарели, не отжили. В России (СПБ.) оперы Моцарта впервые шли: "Похищение из сераля" ("Похищенная крестьянка") 1816, "Дон-Жуан" 1828. В 187686 Брейткопфом и Гертелем издано монументальное, критически просмотренное полное собрание сочинений Моцарта. В каталог его входят: I. Церковная музыка (серии 14): 15 месс, 4 литании, по одному Dixit и Magnificat, 4 Kyrie, мадригал, Veni Sancte, Miserere, антифон, 3 Regina coeli, Te Deum, 2 Tantum ergo, 2 немец. церковных песни, 9 офферторий, De profundis, ария, мотет для сопрано-соло, 4-глсный мотет, градуал, 2 гимна, "Grabmusik" (кантата-Passion), "Davidde penitente" (кантата), затем 2 масонские кантаты ("Maurerfreude" и "Kleine Freimaurerkantate"). II. Сценические произведения (серия 5): "Die Schuldigkeit des ersten Gebots" (только часть написана М-м), "Apollo et Hyacinthus" (латинский водевиль с музыкой), "Bastien et Bastienne" водевиль с пением), "La finta semplice" (опера-буфф), "Mitridate, rè di Ponto" (opera seria), "Ascanio in Alba" (театральная серенада), "Il sogno di Scipione" (то же), "Lucio Silla" (opera seria), "La finta giardiniera" (опера-буфф), "Il re pastore" (драмат. кантата), "Zaide" (немец. опера), "Thamos, König in Aegypten" (героич. драма с музыкой), "Idomeneo, rè di Creta" ("Ilia ed Adamante", opera seria), "Ïохищение из Сераля" ("Die Entführung aus dem Serail", комич. Singspiel), "Der Schauspieldirektor" (комедия с музыкой), "Le nozze di Figaro" ("Свадьба Фигаро", опера-буфф), "Don Giovanni" ("Дон Жуан", то же), "La clemenza di Tito" (opera seria; "Милосердие Тита"), "Волшебная флейта" ("Die Zauberflöte", романтич. опера). III. Концертное пение (серия 6): 27 арий и 1 рондо для сопрано с орк., 1 ария для контральто, 8 арий д. тенора, 5 арий и 1 ариетта для баса, немец. военная песнь, дуэт для 2 сопрано, комич. дуэт для сопрано и баса, 6 терцетов, 1 квартет. IV. Романсы и пр. (серия 7): 34 романса для 1 голоса с фп., 1 романс с хором и органом, 3-глсный хор с органом, комич. терцет с фп., 20 канонов на 2 и более голосов. V. Оркестровые произведения (серия 811): 41 симфония, 2 части симфонии, 31 дивертисмент, серенада и кассация, 9 маршей, 25 оркестровых танцев, "Maurerische Trauermusik", "Ein musikalischer Spass" для струнн. квартета и 2 валторн, затем соната для фагота и виолонч., Adagio для 2 басетгорнов и фаг.; Adagio для 2 кларн. и 3 басетгорнов; Adagio для гармоники; Adagio и Allegretto для гармоники, флейты, гобоя, альта и виолонч.; Adagio и Allegretto (то же); фантазия для Glockenspiel; Andante для шарманки. VI. Концерты и пьесы для инструментов-соло с орк. (серии 1216): 6 скрипич. концертов, 6 пьес для скрипки-соло; Concertone для 2 скрипок; Concertante для скрипки и альта; концерт для фагота; конц. д. флейты и арфы; 2 конц. д. флейты; Andante д. флейты; 4 конц. для валторны; конц. д. кларнета; 25 фп-ных концертов; концертное рондо для фп.; двойной конц. для 2 фп.; тройной конц. для трех фп. VII. Камерная музыка (серии 1315, 17, 18): 7 струн. квинтетов (2 альта); квинтет для скрипки, 2 альтов, валторны (ad lib. виолонч.) и виолончели; квинтет для кларнета и струнн. квартета; 26 струн. квартетов; "Nachtmusik" для струн. квинтета (с контрабасом); Adagio и фуга для струнн. квартета, квартет для гобоя и струнного трио; дивертисмент для струнн. трио; 2 дуо для скрипки и альта; 1 дуо для двух скрипок; квинтет для фп., гобоя, кларн., валт. и фаг.; 2 квартета для фп. и струн. трио; 8 фп-ных трио (одно из них для фп., с кларн. и альтом); 42 скрипич. сонаты; Allegro и 2 вариационных произведения для фп. и скрипки. VIII. Фп-ная музыка (серия 19 по 22): а) в 4 руки: 5 сонат и 1 Andante с вариациями; b) для двух фп.: фуга и соната; с) в 2 руки: 17 сонат, фантазия и фуга, 3 фантавии, 15 вариационных произведений, 35 каденций к фп-ным концертам, несколько менуэтов, 3 рондо, сюита, фуга, 2 Allegro, Allegro и Andante, Andantino, Adagio, Gigue. IX. Для органа (серия 23): 17 сонат, большей частью с двумя скрипками и виолончелыо. Добавление (серия 24) содержит неоконченные (между прочим Реквием) и сомнительные произведения, а также обработки произведений других композиторов ("Wohltemperiertes Klavier" Баха для струн. квартета и др.). Биографические работы о М. вроде Нимчека (1798), Ниссена (1828), Улыбышева (1843), Гомса (1845) и пр. были превзойдены и отодвинуты на задний план исчерпывающей биографией М-а, написанной Отто Яном (185659, 4 т.; 3-е изд. Г. Дейтерса, 2 т., 188991), представляющей по истине достойный памятник всемирному любимцу. В новейшее время ценный материал о М-е доставил Людв. Ноль ("Die Zauberflöte", 1862; "Mozarts Leben", 2-e изд. 1876; "Mozarts Briefe" 2-e изд. 1877; "M. nach den Schilderungen seiner Zeitgenossen", 1880). Срв. также Pohl, "Mozart u. Haydn in London" (2 t., 1867), Nottebohm "Mozartiana" (1880) и Meinardus "M., einKünstlerleben" (1882); кроме того много интересных сведений о М. помещены в "Mitteilungen für die Mozart-Gemeinde in Berlin" (15 тетр., Берлин 18951903). Наконец в высокой степени ценным трудом следует считать: Köchel "Chronologisch-thematisches Verzeichniss sämtlicher Tonwerke W. A. Mozarts" (1862, дополнение 1889). Ha русском яз. имеются: Улыбышев "Новая биография М." (напис. по француз. 1844, перевед. на русский яз. 189192, 3 тома, Москва); В. Корганов, "М., биографич. этюд" (СПБ., 1900); М. Давыдова "М." (СПБ. 1871). Из двух сыновей М-а, старший Карл умер чиновником в Милане; младший 4) Вольфганг Амедей, названный по отцу, род. 26 июля 1791, ум. 30 июля 1844 в Карлсбаде, учился у A. Штрейхера, Альбрехтсбергера и Нейкомма игре на фп. и был многие годы учителем музыки и дирижером основанного им об-ва св. Цецилии во Львове. Позднее он переселился в Вену. Произведения его (2 фп-ных концерта, по 1 сонате для фп. и для фп. и скрипки., струнный квартет, фп-ное трио, вариации, полонезы и пр.) не имеют значения и не должны быть смешиваемы с произведениями его отца.
Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. Г. Риман, Ю.Д. Энгель. 1904.